ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
№ 655 от 23 ноября 2009 г .
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г . N 280 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N
15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст.
3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст.
378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и ввести их в действие со дня вступления в силу настоящего
Приказа.
Министр А.ФУРСЕНКО
Зарегистрировано в Минюсте РФ
8 февраля 2010 г .
N 16299
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
1.1. Настоящие федеральные государственные требования
устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее -
образовательные учреждения), в части определения структуры основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе
соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной
части основной общеобразовательной программы и части, формируемой
участниками образовательного процесса.
1.2. Федеральные требования учитывают особенности реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.3. На основе федеральных требований разрабатываются:
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования;
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. На основе федеральных требований осуществляется экспертиза
основных общеобразовательных программ дошкольного образования при
лицензировании образовательной деятельности и государственной
аккредитации образовательных учреждений.
II. Требования к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования
2.1. Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования (далее - Программа) разрабатывается, утверждается и
реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных
общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка
которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным
органом на основе федеральных требований.
2.2. Программа определяет содержание и организацию
образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена
на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных
и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья
детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей.
2.3. Содержание Программы включает совокупность образовательных
областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям -
физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и
художественно-эстетическому.
2.4. Программа должна:
соответствовать принципу развивающего образования, целью которого
является развитие ребенка;
сочетать принципы научной обоснованности и практической
применимости (содержание программы должно соответствовать основным
положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом
иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного
образования);
соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и
достаточном материале, максимально приближаться к разумному
"минимуму");
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в
процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки,
которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного
возраста;
строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основываться на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса;
предусматривать решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образования;
предполагать построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми
дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является
игра.
2.5. Программа состоит из двух частей:
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками образовательного процесса.
2.6. Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом
образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную
программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение
воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный
уровень развития ребенка для успешного освоения им основных
общеобразовательных программ начального общего образования. В группах
компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть
программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Часть Программы, формируемая участниками образовательного
процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие
приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению
равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных
учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и
оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому,
социально-личностному, познавательно-речевому,
художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по
квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2)
специфику национально-культурных, демографических, климатических
условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
2.8. Время, необходимое для реализации Программы, составляет от
65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым
пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных
особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа
реализуется.
2.9. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80%
времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой
участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема
Программы.
2.10. В зависимости от направленности функционирующих в
образовательном учреждении групп детей дошкольного возраста -
общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной -
могут применяться различные варианты соотношения обязательной части
Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса,
с учетом приоритетной деятельности образовательного учреждения.
Для всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей
старшего дошкольного возраста, в Программе отражается приоритетная
деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных
стартовых возможностей для обучения детей в образовательных
учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального
общего образования.
2.11. Общий объем обязательной части Программы рассчитывается в
соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их
развития, спецификой дошкольного образования и включает время,
отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе
организации различных видов детской деятельности (игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных
моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
2.12. Общий объем обязательной части основной общеобразовательной
программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая
должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной
направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в
соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их
развития, спецификой дошкольного образования и включает время,
отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе
организации различных видов детской деятельности (игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной
коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии
детей;
образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей,
осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
2.13. В группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в
целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной
является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе
организации различных видов детской деятельности (игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательная
деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
2.14. Обязательная часть Программы должна содержать следующие
разделы:
1) пояснительная записка;
2) организация режима пребывания детей в образовательном
учреждении;
3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье",
"Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация",
"Чтение художественной литературы", "Художественное творчество",
"Музыка";
4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными
возможностями здоровья);
5) планируемые результаты освоения детьми основной
общеобразовательной программы дошкольного образования;
6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
освоения Программы.
III. Требования к разделам обязательной части основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
3.1. Пояснительная записка должна раскрывать:
1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,
воспитывающихся в образовательном учреждении;
2) приоритетные направления деятельности образовательного
учреждения по реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования;
3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования;
4) особенности осуществления образовательного процесса
(национально-культурные, демографические, климатические и другие);
5) принципы и подходы к формированию Программы.
3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном
учреждении включает:
1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в
зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и
социального заказа родителей, предусматривающая
личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской
деятельности;
2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в
соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и
возрастными особенностями.
3.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению
детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье",
"Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация",
"Чтение художественной литературы", "Художественное творчество",
"Музыка" ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и
личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по
формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей
решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей
наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной
области, с обязательным психологическим сопровождением.
3.3.1. Содержание образовательной области "Физическая культура"
направлено на достижение целей формирования у детей интереса и
ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное
физическое развитие через решение следующих специфических задач:
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости,
выносливости и координации);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение
основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной
активности и физическом совершенствовании.
3.3.2. Содержание образовательной области "Здоровье" направлено
на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы
культуры здоровья через решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья
детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
3.3.3. Содержание образовательной области "Безопасность"
направлено на достижение целей формирования основ безопасности
собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок
экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение
следующих задач:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего
мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира
природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения
в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к
потенциально опасным для человека и окружающего мира природы
ситуациям.
3.3.4. Содержание образовательной области "Социализация"
направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений
социального характера и включения детей в систему социальных отношений
через решение следующих задач:
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
3.3.5. Содержание образовательной области "Труд" направлено на
достижение цели формирования положительного отношения к труду через
решение следующих задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду
других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человека.
3.3.6. Содержание образовательной области "Познание" направлено
на достижение целей развития у детей познавательных интересов,
интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
сенсорное развитие;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной
(конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
3.3.7. Содержание образовательной области "Коммуникация"
направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и
средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих
задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной
речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах
детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
3.3.8. Содержание образовательной области "Чтение художественной
литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и
потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных
ценностных представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие
художественного восприятия и эстетического вкуса.
3.3.9. Содержание образовательной области "Художественное
творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к
эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение
потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка,
аппликация, художественный труд);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.
3.3.10. Содержание образовательной области "Музыка" направлено на
достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально
воспринимать музыку через решение следующих задач:
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
Основные общеобразовательные программы содержат перечень
необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса
программ, технологий, методических пособий.
3.4. Раздел программы "Содержание коррекционной работы"
разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание коррекционной работы должно быть направлено на
обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями
здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.
Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их
физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной
психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития
и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
возможность освоения детьми с ограниченными возможностями
здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Указанный раздел должен содержать перечень, содержание и план
реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в
образовательном учреждении и освоение ими Программы, предусматривающих
в том числе:
описание системы комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях
образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое
обследование детей с целью выявления их особых образовательных
потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в
освоении основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, планирование коррекционных мероприятий;
описание специальных условий обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды
их жизнедеятельности, использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных методических
пособий и дидактических материалов, технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
В содержании коррекционной работы должно быть отражено
взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий
воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкального
руководителя, воспитателя или инструктора по физической культуре,
других педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики,
медицинских работников образовательного учреждения и других
организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с
ограниченными возможностями здоровья.
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником
Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений,
подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической
комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на
социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных
навыков.
3.5. Планируемые результаты освоения детьми основной
общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются
на итоговые и промежуточные.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной
общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать
интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в
результате освоения Программы:
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и
потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет
доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные
правила здорового образа жизни;
любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в
окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем
внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных
видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за
помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в
образовательном процессе;
эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и
друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,
музыкальные и художественные произведения, мир природы;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и
невербальные средства общения, владеет диалогической речью и
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
(договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при
сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или
сверстником, в зависимости от ситуации;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия
на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные
общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка
преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и
потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными
ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое
плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на
достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице
(дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине,
поликлинике, театре и др.);
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные
знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем),
поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации
может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок
способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке,
постройке, рассказе и др.;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе,
собственной принадлежности и принадлежности других людей к
определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и
взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности
к нему; о мире;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
-умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и
выполнять его инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка
сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных
видов детской деятельности.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику
формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной
период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
3.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых
результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна
обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных
результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики
достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и
содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и
личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед,
экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового
типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и
др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является
сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка
и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и
др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых
данных.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным
учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики
достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к
переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного
процесса.
Содержание мониторинга должно быть тесно связано с
образовательными программами обучения и воспитания детей.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга
является использование только тех методов, применение которых
позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий