воскресенье, 1 декабря 2013 г.

Социализация дошкольников

Каждый индивид становится человеком в процессе социализации. Есть разные определения социализации. Они связаны с различными взглядами на сущность данного процесса. Согласно одной концепции социализация – это процесс адаптации индивида к окружающему миру. По другой теории, социализация – это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества».  Третья точка зрения: социализация – это «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром»
Социализация личности ребенка осуществляется двумя путями: - в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром; -  посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры.
В процессе социализации ребенок-дошкольник усваивает и развивает накопленный человечеством социокультурный опыт, включающий в себя: социокультурные навыки, знания, поведение, опосредованное традициями, обрядами, правилами; социальные чувства, установки и мотивы, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
Социализация проходит успешно, если у воспитанника наблюдаются положительные изменения в каждой из указанных областей. В образовательном процессе задействованы все субъекты ближайшего социального окружения ребенка-дошкольника: родители, братья и сестры, сверстники, бабушки и дедушки, воспитатели и специалисты дошкольных образовательных учреждений. Общение с каждой из перечисленных групп людей оставляет неизгладимый след в сознании ребенка и оказывает влияние на его личностное развитие. Отношение с каждым из субъектов имеет свою специфику. Так, взрослые в этом процессе играют активную формирующую роль. Они задают образцы поступков и являются носителями норм и правил, принятых в обществе, гарантами правопорядка и справедливости в жизни детей. Детское общество для ребенка – это, прежде всего лаборатория социального творчества, в которой он испытывает на практике различные формы поведения и отношений со сверстниками и отбирает наиболее удачные и приемлемые для себя.
Таким образом, на социализацию дошкольника оказывают влияние, прежде всего, социальная и домашняя среда.  Из вышесказанного вытекает важная задача модернизации социально-педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания при социализации ребенка в детском саду – развитие диалогических отношений «педагог-семья». Ведь именно родители являются центральной и определяющей фигурой в воспитании и развитии ребенка. Эта задача тесно связана с повышением психологической и педагогической информированности родителей, с формированием адекватной родительской позиции.
Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Они составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду. Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что  семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей. Семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и это уникальность определяется следующими причинами:
  1. Первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;
  2. Максимальной возрастной чувствительностью в период раннего и дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;
  3. Длительностью и постоянством пребывания в семье интимно-эмоциональной атмосферой семейных отношений: кровным родством, любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.
Таким образом,  в эмоционально насыщенной атмосфере отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника.
Семья – это среда, в которой удовлетворяются фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в каждый текущий момент времени. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание. Семья является для малыша институтом эмоциональных отношений, который неосознанно воспринимается им как своеобразный «эмоциональный тыл». С приходом в дошкольное учреждение ребенок сталкивается с новым социальным опытом, получая статус равноправного члена группы сверстников. И уже не ему потакают, а он учится уступать, считаться с требованиями окружающих и согласовывать свои потребности и интересы с другими детьми и взрослыми.
Таким образом, семья и детский сад начинают одновременно выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения. Но и в этом случаи семья остается для него опорой, где он рассчитывает всегда найти поддержку своим душевным и эмоциональным силам. На основе родственных отношений с близкими людьми ребенок начинает осваивать правила общественной жизни, вступать  во взаимоотношения с расширенным социумом, впервые обретает опыт идентичности (принадлежности) к семейной группе, ее историческим корням, традициям  и обычаям. У маленьких детей сильна тенденция переносить семейные образцы взаимоотношений на общение вне семьи. Однако этот ценный опыт социализации протекает в семье чаще стихийно и сумбурно, практически не подвергаясь анализу со стороны родителей.
По всеобщему признанию  социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальной напряженности, экономическое давление на семью расшатывают ее, вследствие чего воспитательные функции отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте. Сегодня в общественном дошкольном образовании все больше руководителей и целых педагогических коллективов, выполняя функцию связи семьи и общества, стремятся работать как учреждения открытого типа, как социально-педагогические центры, интегрирующие семейный фактор социализации детей. Социально-педагогический аспект их деятельности ориентирован на гармонизацию единого социального пространства жизни воспитанников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых. Такая интеграция способна обеспечить непрерывность сопровождения процессов социализации ребенка с раннего до младшего школьного возраста в едином социальном пространстве жизни ребенка «семья – детский сад – школа – микрорайон». Поэтому интеграцию социальных институтов важно осуществлять через призму интересов семьи как первичного источника социализации в дошкольные годы, когда эмоциональный и социальный опыт ребенка сильно зависит от семейных связей, качества детско-родительских отношений и педагогической компетентности родителей.
Придавая новизну социально-педагогической практике взаимодействия детского сада и семьи, важно помнить, что особенности семейного микросоциума могут выступать как стабилизирующим фактором социализации ребенка, так и провоцирующим проявление различных «сбоев». В этой связи важно опираться на реалистичные представления о социальном самочувствии семьи. Поэтому целесообразно систематически изучать мнение самих дошкольников и их родителей о разных аспектах социальной жизни своей семьи.
Однако для эффективного взаимодействия специалистам дошкольных учреждений необходимо освободиться от утилитарного подхода в использовании опыта семьи, от сиюминутного приспособления его к текущим нуждам и задачам общественного воспитания. Данные современных социально-педагогических исследований показывают, что в значительной степени барьерами выступают труднопреодолимые противоречия. Одно из них связано с гуманной целью, признать за родителями право быть полноправными партнерами педагогов  и устаревшими способами монологической ориентации в достижении этой цели, в рамках которой семье по-прежнему отводится принудительная роль. Другое – выражается в стремлении педагогов насытить родителей ценным для них воспитательным опытом, которое испытывают сами специалисты в вопросах эффективной семейной педагогике, психологии и культуры семейных отношений.
Важная задача модернизации социально-педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания – развитие диалогических отношений «педагог – семья». В профессиональном сознании и практической деятельности каждого сотрудника детского сада должны находить отклик следующие важные положения, внесение которых в реальные отношения «педагог – коллеги – ребенок – родитель» будет способствовать оптимизации сотрудничества педагогов дошкольного учреждения с семьями:
- Каждая из сотрудничающих сторон самоценна: никто не главнее и не лучше, вклад каждой стороны в развитие и социализацию ребенка уникален.
- Педагогический коллектив обеспечивает в глазах родителей высокий профессиональный уровень воспитания и образования детей в соответствии с требованиями общеобразовательной программы.
- В оказании комплексной психолого-педагогической и социально-педагогической помощи семьям важна интеграция усилий всех специалистов без дублирования друг друга.
- Текущая и перспективная деятельность дошкольного образовательного учреждения соответствует интересам и социокультурным потребностям семьи ребенка; педагоги в общении с родителями  ориентируются на структуру и типологию конкретных семей воспитанников.
- Педагоги и другие специалисты учитывают в общении с родителями индивидуальные особенности потребности, как ребенка, так и его родителей.
- Педагоги следуют диалогическому пути развития взаимоотношений с родителями; открытости конфиденциальности отношений, сочетанию делового стиля общения.
- В общении  друг с другом важно следовать культуре выражения мыслей, чувств и желаний с учетом принципа: «В конфликте не прав тот, кто умнее».
- Родителям предоставляется право быть в полной мере информированными о жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении, успешности его роста и развития.
- Всеми педагогами и специалистами используются максимально разнообразные способы вовлечения родителей в жизнь группы и детского сада с целью обогащения воспитательного опыта матерей и отцов.
- В дошкольном учреждении создается предметная среда, способствующая комфортному самочувствию детей, их родителей и педагогов. В ДОУ имеется помещение для индивидуального общения специалистов с семьями, организация консультативной помощи родителям.
- Работники дошкольного учреждения устанавливают связи с представителями территориальных служб социальной помощи семье и ребенку, а также другими социальными институтами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий