вторник, 1 апреля 2014 г.

Музыкальное воспитание

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

         Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Изучение и решение проблемы развития основных музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении.     Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, – задача педагогов ДОУ. В противном случае иногда может наблюдаться отставание в развитии ребенка. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к семи годам не в состоянии будет справляться с заданием, которое легко выполняет более младший дошкольник.

         Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются: слуховое ощущение, музыкальный слух; качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку  различного характера; простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.
Первый год жизни.
          Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10—12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4—5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.
Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых   ощущений   позволяют   осуществлять   музыкальное питание с самого раннего возраста. На первом году жизни слушание музыки как средство музыкального развития ребенка играет главную роль. Воспитатель исполняет простые народные песенки, полевки, контрастные по звучанию, вызывая эмоциональную реакцию малыша: улыбку, гуление, отдельные действия.
Развивая музыкальный слух, детей приучают сосредоточивать внимание на источнике звука, искать и находить его глазами, слушать игру на разных детских музыкальных инструментах (дудочке, губной гармонике, металлофоне).

                                                    Второй год жизни
Ребенок второго года жизни, имея небольшой опыт, заинтересованно относится к музыке, эмоционально на нее откликается, активно действует. Музыкальное развитие в этот период тесно связано с общим. Малыш обогащается различными впечатлениями, начинает все больше их осознавать, понимает речь взрослого и овладевает собственной речью. Он уже может стоять, осваивает ходьбу, следовательно, координацию движений в целом, необходимую для формирования ритмичности.
          В этом возрасте дети уже понимают, что звучание связано с музыкальными инструментами, и оживляются при виде металлофона, дудочки. Слушая короткие музыкальные произведения, дети по-разному реагируют на них. Используя песни, мелодии разного характера, можно вызвать у них соответствующие эмоциональные состояния.
          Слуховые ощущения детей этого возраста более дифференцированы: ребенок различает высокий и  низкий звук, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под  звуки музыки.
          Способности ребёнка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить её с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, - задача педагога. Наиболее существенными особенностями муз. развития являются слуховое ощущение, музыкальный слух, качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера, простейшие навыки, действия в певческом и музыкально - ритмическом исполнительстве.
       При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции весёлое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы, ребёнок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации. Подпевая взрослому, ребёнок повторяет за ним окончания муз, фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притоптывает, кружится под звуки музыки.
На втором году жизни у малышей появляется интерес к музыке. Они могут слушать небольшие музыкальные произведения и не просто радоваться, услышав их, но и выражать свое эмоциональное состояние — бодрое, задорное при слушании песни «Лошадка  Е.  Тиличеевой,  спокойное, доброжелательное  при  слушании песни «Птичка» М. Раухвергера.
В  процессе  формирования   музыкального   восприятия  ставится задача  приучать детей  прислушиваться  к  мелодии,  словам  песни и узнавать ее при повторном слушании.
Значительно обогащает представления ребенка звучание знакомых попевок, потешек, веселых плясовых мелодий в грамзаписи.
Развивая музыкально-сенсорные способности, ребят знакомят с особенностями музыкального звука: высотой, тембром и динамикой. Это происходит во время детских игр со звучащими игрушками и инструментами. Например, узнавая, кто кричит: кошка или котенок, большой или маленький петушок, малыши различают звуки, разные по высоте. Они осваивают изменение динамики, хлопая громко, тихо.
Раздел программы «Слушание музыки» для детей раннего возраста имеет свой репертуар. В него включены контрастные по характеру произведения, такие, как «Колыбельная» В. Агафонникова и русская народная плясовая мелодия «Из-под дуба». Песни отражают доступные восприятию образы («Кошка» Ан. Александрова, «Лошадка» Е. Тиличеевой, «Грибок» М. Раухвергера).
В методике слушания музыки основным является выразительное исполнение как более сложных, так и самых простых произведений. Следует помнить также об особенностях методики, которая предполагает комплексность, взаимосвязь пения, слушания музыки и музыкально-ритмических движений для активизации детского музыкального восприятия.
На первом году жизни занятия вначале проводятся с одним ребенком, затем объединяют нескольких детей, лежащих в манеже. Приучая детей находить источник звучания, воспитатель передвигается по комнате, стараясь, чтобы ребенок реагировал на звуки поворотом головы или взглядом. Можно использовать игрушки, помогающие инсценировать содержание песни соответствующими действиями (кукла спит, кукла пляшет).
На втором году жизни у детей развивается сосредоточенность при слушании музыки. Применяются приемы, активизирующие восприятие: движения, подчеркивающие характер произведения («птички полетели» — машут руками, «ладошки пляшут» — вращают кистями рук и т. д.). Возбуждают интерес детей приемы, построенные на занимательности. Например, малыши не видят губную гармошку, а лишь слышат ее звучание и идут искать. Вместе с тем педагог начинает использовать пояснения, которые ориентируют детей в содержании песни.
Игрушка приобретает новое значение: это прием, позволяющий ребенку узнать песню, и если он не может назвать ее, то показывает соответствующую игрушку

Третий и четвёртый год жизни
       У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе музыкальных. Отмечаются индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно - действенного мышления к наглядно - образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребёнка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.
Пятый год жизни
       Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов; "почему?", "отчего?", ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить музыка; весёлая, радостная, спокойная; звуки: высокие, низкие, громкие, тихие, в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян).Ребёнку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. Освоение основных видов движения - ходьбы, бега, прыжков - даёт возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по - своему исполнить роль (например, в сюжетной игре) другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.
Шестой и седьмой год жизни
       Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребёнок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства муз. языка. Ребёнок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определённым образом пои слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально - слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам. У детей 6-7 лет ещё более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой - то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы проявляются ярче.

Специфика обучения детей дошкольного  возраста исходит из возрастных особенностей детей, которые определяют способы детского восприятия и детского познания мира. Наиболее важным из них принадлежат: превалирование образно-чувственных представлений об окружающем мире, склонность ребенка к анимизации, наличии богатого воображения. В этой связи многими ведущими педагогами придается большое значение созданию радостной атмосферы в занятиях с детьми. Радость – единственная жизненная энергия, которая всегда и везде работает эффективно, и именно поэтому, прежде всего нужна в детской педагогике Педагог Т.Б. Юдовина-Гальперина пишет: «Главное учить так, чтобы ребенок как бы и не подозревал о том, что его учат». Определены два правила усвоения знаний. Существует «правило интереса» – чтобы «переварить» знания, нужно поглощать их с интересом. Интересное, «аппетитное» запоминается легко, ведь специальных волевых усилий для привлечении внимания не требуется. Только интерес, только увлеченность стимулируют волю и движут ребенком. Второе правило – правило сильных впечатлений. Чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ, сохраняющийся в памяти. Отсюда задача – всеми средствами усиливать первоначальное впечатление от запоминаемого.
Все современные родители стараются как можно раньше начинать развивающие занятия для своих малышей, тем самым удовлетворяя большую познавательную потребность ребенка. Исследования ученых разных стран подтвердили то, что во время музыкальных, занятий у ребенка в работе задействованы оба полушария головного мозга, что способствует интенсивнейшему интеллектуальному развитию.
Анализ литературы позволил выделить несколько подходов для развития музыкальности детей различного возраста. Перечисленные ниже упражнения просты и не требуют специальной музыкальной подготовки, направлены на развитие эмоциональной сферы ребенка, ассоциативного мышления.
Упражнение «ЧИТАЕМ СКАЗКИ»: читаем очень выразительно, подражая голосом сказочным персонажам, позволяем ребенку повторять за взрослыми какие-то звуки или слова или интонацию.
Упражнение «ЧИТАЕМ СТИХИ»: опять же читаем очень выразительно коротенькие стихи в 2 - 4 – 8 строчек, чтобы ребенок смог без труда повторить их; когда ребенок хорошо знает это стихотворение, попробуем рассказать его, отстукивая ритм ладошками, кулачками, ногами равномерно распределенными по стихотворной строчке ударами; знакомое стихотворение рассказать с совершенно разной интонацией, как бы от имени разных чтецов или разных действующих лиц. Важно, чтобы при этом главный смысл предложения менялся на противоположный.
Упражнение «ИГРА ИНТОНАЦИИ»: Выбираем слово или звук (междометие), на котором можно угадать интонацию. Тему игры можно часто менять, возгласы заменять словом, но, опять же, с различной интонацией, чтобы был очевиден совершенно различный смысл, который приобретает одно и то же слово. Эти упражнения как следует подготавливают слух ребенка, развивают его голосовые возможности.
Упражнение «ПОЕМ»: Выбираем песни с несложной мелодической линией и понятным для ребенка текстом. Можно включить запись песни и петь вместе с ребенком или по очереди, стараясь, чтобы ваш голос сливался с голосом певца.
Упражнение «РАЗВИВАЕМ ЧУВСТВО РИТМА»: Прохлопать любую ритмическую формулу, чтобы ребенок повторил ее, начать с простых форм, постепенно усложняя их. Хлопать можно в ладоши, по коленям, по столу. Важно также одновременно развивать координацию у ребенка, поэтому стучать нужно обязательно разными руками вместе и по очереди, можно подключить и ноги, и веки глаз, и брови, и уши. Главное уметь контролировать каждый орган в отдельности, то подключая его к общему хору движений, то отключая.
Упражнение « РАЗВИВАЕМ КООРДИНАЦИЮ»: Координация обоих полушарий головного мозга и общая двигательная активность ребенка – взаимосвязанные процессы: развивая одно – мы помогаем другому. Общая координация: круговые одновременные вращения руками в разные стороны: правая рука – вперед, левая рука – назад; затем поменять направления. Отстукиваем каждой рукой свою ритмическую формулу одновременно (сначала запомнить каждой рукой свою, а затем наложить одну на другую; потом обязательно поменять). Петь и одновременно отстукивать ритм песни разными руками, возможно ногами. Петь мотив одной песни на слова другой. 
Все эти упражнения одновременно развивают устойчивое внимание у ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий