пятница, 21 февраля 2014 г.

Нетрадиционные техники рисования

Современная педагогика отводит особое место нетрадиционным техникам рисования. Психологи считают, что этот процесс стимулирует у ребенка развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы. Существует огромное количество нетрадиционных методик рисования, которые с успехом можно использовать в дошкольном возрасте.
1. Метод пальцевой живописи - это один из способов изображать окружающий мир пальцами, ладонью, ступней ноги, подбородком или носом. Рисование только кисточкой или фломастером требует специального обучения и в силу особенностей мелкой моторики доступно детям только после 3 лет.
 
Бывают ситуации, когда кисточка затерялась, карандаш сломался, фломастер закончился, а  рука или отдельные пальцы — это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Сначала ребенку обязательно нужно показать, как рисовать пальчиками. Собственноручно изобразите какой-нибудь рисунок и даже совсем маленький малыш  с радостью займется доступным творчеством. Есть еще одна причина - иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Хорошо  научить детей пользоваться пальцами рук рационально -  не одним указательным пальцем, а всеми. Также детям очень интересно изображать подобным методом те предметы, которые имеют синхронное повторение (например, летящая бабочка).
        2. Рисование методом тычка - для этого  достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.
      3. Рисование мелками. Разнообразные возможности для рисования предоставляют обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка — вот  основание, на которое хорошо ложится мел. Асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их можно развивать и на следующий день, а затем по сюжетам составлять рассказы. На керамических плитках рекомендуется изображать мелками узоры, маленькие предметы.
4. Рисование на камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге менее интересно, чем создание объемных собственных творений. В идеале используются морские камешки, гладкие, маленькие, различной формы. Сама форма камешка может подсказать ребенку, какой образ создать. Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой — под жучка, а из третьего выйдет грибочек. Большие камни можно украсить изображением головы животного или разрисовать под пенек. На камень наносится яркая густая краска, гуашь, а после того, как камень высохнет, можно покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину
      5. Рисование набрызгом – это способ получения изображения когда ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
       6. Кляксография - в основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  Сначала нужно  научить детей делать черные или разноцветные кляксы, затем  ребенок  смотрит на них и видит образы, предметы или отдельные детали. Этот процесс развивает мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуется перейти к  обведению или дорисовке клякс. В процессе рисования сначала получаются спонтанные изображения. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими. В результате может получиться целый сюжет.
7. Раздувание краски -   на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля или от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.
 8.  Монотипия используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.
    9. Рисование свечой - для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок.  Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.
        10. Проступающий рисунок - это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.
        11. Точечный рисунок – для данной техники характерно создание образа отдельными точками. Можно взять фломастер, карандаш, поставить его перепендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Лучше всего получаются точечные рисунки красками.  Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
12. Поролоновые рисунки  - нужно сделать  разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или не заточенному карандашу, обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты. Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
13. Загадочные рисунки - берется картон размером примерно 20х20 см и складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 — 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной  способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
14. Метод волшебного рисунка - углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик или целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом важно подобрать соответствующий предмету фон.
15. Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги - длинная полоска поможет рисовать, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, то есть работать рядом, затем желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются, кто и что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.
16. Рисование с секретом в три пары рук  - берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок — и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Комментариев нет:

Отправить комментарий